ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА Мусульманский пост отличается от христианского и других религиозных постов. Ислам категорически запрещает всякий прием пищи - есть, пить, даже нюхать что-либо съедобное с раннего утра до захода солнца. Мусульманский пост соблюдается в течение 30 дней в мусульманском месяце рамазан по лунному календарю. Мусульманский пост бывает двух видов: 1) обязательный 30-дневный пост в месяце рамазан, 2) дополнительный пост по обету или просто по желанию. Шариат категорически запрещает выполнять дополнительные посты в месяце рамазан. В шариате до мельчайших подробностей разработаны правила соблюдения поста. Девять нарушений, указанных шариатом, делают мусульманский пост недействительным, это еда и питье, половое сношение, онанизм, клевета на Бога, Пророка, наместников Пророка (и на двенадцать имамов - у шиитов), попадание в горло густой пыли, полное погружение головы в воду, оскверненность до утренней, клизма и рвота.
Пост считается нарушенным, если человек что-либо съест или выпьет. Даже проглатывание несъедобного - земли, смолы с дерева - в самом малом количестве делает пост недействительным. Если зубочистку вынуть изо рта и обратно взять в рот, вследствие чего в горло попадет остаток пищи, то и это нарушает пост. Если человек занят едой, когда наступило утро, он тут же должен вынуть кусок изо рта, иначе этот день посчитается нарушенным, и он должен дать искупление (кормить или одевать бедных и т.д.). Желательно отказываться от питательных уколов. Допустимо лишь впрыскивание для притупления чувств. Остаток пищи между зубами шариат требует удалять до утреннего азана (призыва к молитве). Проглатывание мокроты также нарушает пост. Не нарушает поста проглатывание слюны. Если человек чувствует, что может умереть от жажды, он может выпить воду в том количестве, чтобы не умереть, но пост после этого считается нарушенным и требует искупления. Во время поста большие трудности возникают перед теми, кто готовит пищу для детей и для тех, которым разрешается не соблюдать поста. Они могут пробовать эту пищу и даже жевать для выяснения, готов ли обед, но ни в коем случае не проглатывать. Тот, кто специально часто пробует готовящуюся пищу для своего удовольствия, считается нарушителем поста и должен дать искупление. Слабость не дает мусульманину права нарушать пост. Но если он знает, что не сможет перенести жажду и голод, то может принять пищу и воду в небольшом количестве. Шариат ставит резкую грань между тем, кто не может переносить жажду и голодание в дневное время, и тем, кому тяжело соблюдать пост. В обоих случаях шариат допускает принятие пищи и воды в небольшом количестве. Но во втором случае пост считается нарушенным и необходимо искупление. Малейшее сближение с женщиной во время поста делает его недействительным. Однако, утверждается в шариате, если мужчина совершит половой акт, забыв о посте, последний нарушенным не считается. Но если во время этого акта он вдруг вспомнит о посте, он должен тут же прервать его и после телесного омовения приступить к соблюдению поста.
КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ МУСУЛЬМАНСКОГО ПОСТА
Больные, старые люди, беременные женщины и кормящие матери, а также няни, кормящие ребенка своей грудью (однако по шариату, если няня кормит своим молоком ребенка за плату, на время поста ее могут освободить), путешественники, воины, которые находятся в сражении (проходящие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).
Законы шариата о соблюдении поста не обошли и путешественников, кочевников, пастухов, погонщиков верблюдов, в современных условиях - работников сухопутного, морского и воздушного транспорта. В канонах ислама говорится, что путешественники совершают молитву в сокращенном виде (вместо четырех - два раката) и освобождаются от соблюдения поста. Но даже и те, которые по законам шариата освобождаются от поста, не должны в месяце рамадан увлекаться чрезмерной едой и питьем, половыми сношениями и позволять себе чрезмерное блаженство. Они должны избегать демонстративного принятия пищи и воды, дабы не раздражать постящихся.
В современных условиях мусульманские ученые объясняют значение поста, утверждая, что мусульманский пост служит средством разгрузки и очищения организма, способствует нормализации веса человека, т.е. имеет профилактическое оздоровительное значение.
По материалам "портал-кредо"